Психология бизнеса
Мотивация персонала
В данной статье описаны основные способы, которые могут мотивировать сотрудников. Вы сможете узнать, какие методы и правила необходимы для наиболее эффективной работы предприятия, а какие совершенно бесполезны. Также, в данной статье вы сможете ознакомиться с главными аспектами менеджмента в сфере управления персоналом, которые могут вам понадобиться в управлении предприятием.

Психологические проблемы бизнеса

Психология успешного бизнеса имеет три аспекта: внешнюю – работа с партнерами и клиентами компаниями, внутреннюю – работа внутри коллектива, и личную – работа руководителя с самим собой. Об особенностях такой работы и рассказывается в данной статье.

Правильное эмоциональное состояние столь же важно для достижений целей в бизнесе, как, например, наличие материальных и финансовых ресурсов. Без контроля над собственными эмоциями зачастую оказывается просто невозможным выйти из кризисных ситуаций. Сиюминутный эмоциональный порыв может стать причиной неудачи тщательно разработанной стратегии вывода предприятия из кризиса. И, наоборот, проявленные морально-волевые качества руководителя позволяют добиться положительного результата практически в безнадежной ситуации.

Хотя в бизнесе все решения необходимо принимать с холодной ясной головой, наши эмоции всего присутствуют определённым фоном при принятии любого решения. И не учитывать их – это большая стратегическая ошибка.

Эмоции бизнесмена проявляются фоном при взаимоотношениях по трём направлениям:

  • с внешней средой (контрагенты, покупатели, партнеры и пр.);
  • с внутренней средой (сотрудники предприятия);
  • с самим собой.

Взаимоотношения с внешней средой

При взаимоотношениях с внешней средой предприниматели стремятся достигнуть двух основных целей:

  1. формирование положительного имиджа у себя и своей фирмы;
  2. достижение желаемых результатов у контрагентов и клиентов.

При достижении этих целей сознательно или подсознательно предприниматели используют определённые методики психологического воздействия с целью создания у клиента или контрагента определённого настроения, побуждающего его принять необходимое предпринимателю решение – заключение контракта, совершение покупки и пр.

Виды взаимоотношений предприятия с внешней средой

Общение с контрагентами

Причём, как правило, предприниматель с поставщиками общается более эмоционально, чем с покупателями и клиентами. Ведь с поставщиком предприниматель всегда может воспользоваться преимуществом покупателя, который, как известно, всегда прав. Например, при разговоре с поставщиком бизнесмен может дать понять, что предлагаемый вариант поставки далеко не единственный, и он всегда готов рассмотреть альтернативные варианты. В процессе переговорам такая позиция делает поставщика более сговорчивым, и тот охотнее идет на предложения выгодные предпринимателю. Однако не стоит и перегибать палку, указывая на свою правоту как покупателя, поскольку поставщик может вообще отказаться от ведения переговоров, заявив, что он не намерен работать с таким привередливым клиентом.

А это значит, что у поставщика случается эмоциональный всплеск, и он принимает решения исходя не из рациональной выгоды, а из чистой эмоции: «Мне надоел этот бессмысленный и унизительный для меня разговор!». Вот так, только из-за неконтролируемого эмоционального всплеска, ожидаемый положительный результат обернулся полным провалом в переговорах.

Взаимодействие предприятия с налоговой службой также относится к взаимоотношениям с внешней средой. Более подробно о налогообложении бизнеса здесь.

Общение с клиентами

В общении с клиентами психологический и эмоциональный фон вообще занимает одно из главных мест. Возьмите хотя бы рекламу, она полностью построена на эмоциональном взаимодействии с потенциальными клиентами. Как правило, в рекламе ничего не сообщается или сообщается только необходимый минимум об реальных качествах рекламируемого товара. Зато львиную долю времени реклама создает у потребителя необходимый для совершения покупки эмоциональный фон. Бизнес услуг развивается. Вместе с ним совершенствуется и реклама. Ее не волнует моральные проблемы бизнеса, в ней вы никогда не услышите, что рекламируемый продукт может вызвать определённые проблемы со здоровьем или у него недостаточный уровень качества. Нет, она будет убеждать молодёжь, что только с определённым сортом пива или энергетика они смогут почувствовать себя по-настоящему крутыми и современными.

Отсюда и золотое правило рекламщика: «Мы не продаём товар, мы продаём эмоцию».

Однако эмоциональность рекламы должна быть тщательно выверены, иначе у потребителя рекламы может возникнуть блокировка или отрицание информационного посыла, заложенного в рекламном ролике.

Взаимодействие с конкурентами

В большинстве случаев, предприниматель взаимодействует со своими конкурентами опосредовано, отслеживая их шаги и вырабатывая стратегию противодействия. Однако даже при самых напряженных отношениях с конкурентами необходимо строго контролировать свои эмоции и чувства.

Профессионалы всегда способны контролировать свои эмоции, чтобы решать все вопросы исключительно рационально. Ведь конкуренты способны не только продуцировать ваши проблемы, но и помогать их решать, особенно, если они выпускают аналогичную продукцию. Если ваши конкуренты добиваются успеха, не надо завидовать, лучше проанализируйте их действия, чтобы перенять их успешный опыт.

Взаимодействие с внутренней средой

Достижение цели, которое ставит руководитель перед своей компанией, невозможно без создания нормальной эмоциональной атмосферы внутри коллектива. Процесс создания нормальной эмоциональной атмосферы необходимо начинать еще на этапе подбора кадров.

Подбор кадров

Если на крупных предприятиях этим вопросом занимаются специально обученные профессионалы, но на предприятиях малого и среднего бизнеса окончательный вердикт о приёме на работу принимает непосредственно руководитель. Если кандидат на должность открыт и свободен в общении, то это свидетельствует о его высокой адаптивности, а значит, он быстро освоится в новом для себя коллективе.

Более подробно о персонале предприятия в этой статье.

Корпоративные мероприятия

Главная задача любого корпоративного мероприятия – это создание среди коллектива позитивного психологического климата. Совместное празднование – отлично сближает сотрудников, создавая между ними доверительные, дружеские отношения. Хорошо, если вы будете отмечать знаменательные даты вашей фирмы, это позволит вашим сотрудникам осознать свою причастность к важным и серьёзным делам предприятия.

Общение с сотрудниками

Информационный обмен

Для налаживания доброжелательной эмоциональной атмосферы важно доступность руководителей предприятия и отделов, а также беспрепятственный обмен информации между всеми сотрудниками. Это устранит множество потенциальных проблем, которые бы возникли из-за непонимания или различий в трактовке стоящих перед сотрудниками задач. Кроме того, свободный обмен информации предупреждает распространение сплетен и слухов, которые ухудшают психологическую атмосферу в коллективе.

Личный эмоциональный настрой

Психологические проблемы бизнеса возникают не только из-за взаимодействия с внешним окружением или эмоционального состояния внутри коллектива, но и из-за своего личного эмоционального состояния. Семейные неурядицы, плохое настроение, неудачи в бизнесе или, наоборот, неожиданные успехи – все это влияет на эмоциональное состояние руководителя и на его способность принимать адекватные решения.

Возможные личные психологические проблемы

Поэтому умение во время принятия решения оставлять за скобками свои эмоции – это важный навык для успешного предпринимателя.

Хотели бы Вы зарабатывать на своём бизнесе?
НАША РАССЫЛКА Введите ваш e-mail, чтобы
получать новые статьи