Франчайзинг - определение и основные принципы

Слово «франчайзинг» сегодня на слуху. Определение его звучит как «отношения между рыночными субъектами, при которых одна сторона передает другой за плату право использовать её бренд и прочие объекты исключительных прав». Простыми словами, франчайзинг - готовый бизнес: кто-то разрабатывает и внедряет удачную бизнес-идею, другой платит за то, что эту идею использует.

Диаграмма развития бизнеса по франшизе в различных сферах предпринимательства

Определения

Для разговора о франчайзинге, необходимо определить основные понятия:

  • Франчайзер – тот, кто продает франшизу, владелец лицензии;
  • Франчайзи – тот, кто франшизу покупает;
  • Франшиза (франчайзинговый пакет) – схема ведения бизнеса, лицензия на использование бренда;
  • Роялти – ежемесячный процент франчайзеру;
  • Паушальный взнос – единоразовая выплата при покупке франшизы.
Фирмы франчайзинга, хорошо известные в России:
  • Сеть универсамов «Пятёрочка»;
  • Кофейни «Республика кофе»;
  • Магазины одежды «Zara»;
  • Фаст-фуд «Subway».

Условия покупки франшизы магазина "Пятерочка"

Виды

В зависимости от продукта и объема передаваемых прав:

  1. Товарный франчайзинг – передает право на продажу товаров под определенной торговой маркой. Иногда его называют франчайзинг бренда;
  2. Требованием франчайзера является эксклюзивность представленности бренда, определенный метраж и дизайн помещения, требования к сервису. Примером такого бизнеса могут быть магазины «Sela», «Эконика», АЗС «Шелл», «Роснефть»;
  3. Производственный франчайзинг – самый высокозатратный. Франчайзи передается секретная технология, рецепт чего-либо. Пример – «Кока-Кола»;
  4. Франшиза на вид деятельности (франшиза бизнес-формата)– ресторан, прачечная, центр развития детей: «Макдональдс», «СтарДогз».

Более подробно про франшизу Макдональса можете прочитать здесь. Также популярна франшиза Сабвей.

Преимущества и недостатки для франчайзера

Что заставляет успешного предпринимателя отдать своё детище в руки других людей, выйти на рынок с объявлением «предлагаем франчайзинг»?

  • Рост бизнеса без вложений;
  • Возможность развиваться в регионах. Россия – огромная страна. Предприниматели открывают свои представительства только в крупных городах, в других же их представляют франчайзи (ТФ «Натали Турс», «БельПостель»). Это позволяет оптимизировать затрат;
  • Большая заинтересованность в успехе бизнеса франчайзи как собственника, нежели нанятых сотрудников.

Риски:

  • Работа во франчайзинге недобросовестных коммерсантов может испортить репутацию владельца бренда, поскольку в сознании потребителей нет разделения на прямые и франчайзинговые точки;
  • Проблема с сохранением коммерческой тайны и уникальности технологий. Продажа франчайзинга предполагает передачу конфиденциальной информации, и вышедший из сети франчайзи может использовать идеи и технологии продавца;
  • Возможное утаивание реальных доходов для занижения суммы роялти.

Преимущества и недостатки франчайзинга в России

Преимущества и недостатки для франчайзи:

Преимущества:

  • Купить бизнес по франшизе обычно проще, чем создавать идею с нуля. Франчайзер передает примерный бизнес-план, сообщает сумму, которая потребуется на открытие бизнеса, текущие расходы. К примеру, открывая сетевое кафе по франшизе Вы получаете не только расчеты стоимости реализации проекта, калькуляцию блюд, затраты на персонал, в стоимость входят работа дизайнера, реклама сети;
  • Франчайзер обычно проводит обучение;
  • Покупка франшизы – это право пользования успешной торговой маркой, зарекомендовавшей себя у потребителей;
  • Являясь владельцем самостоятельного предприятия, франчайзи пользуется привилегиями сети – закупает товары по более низким ценам, имеет корпоративные скидки;
  • Банки с большей охотой выдают кредиты франчайзи, поскольку такие предприятия имеют меньшие риски, нежели прочие предприятия малого бизнеса.

Недостатки:

  • Готовый бизнес по франшизе – это необходимость соблюдать все требования франчайзера. В них обычно входят: требования по оформлению и метражу помещения, работа с определенными поставщиками, участия в рекламных акциях сети и прочее;
  • Эффективные франшизы стоят приличных денег;
  • Ограниченный ассортимент товаров или услуг;
  • Популярная на рынке компания франчайзинга может продать франшиз больше, чем того требует территория, что создаст внутреннюю конкуренцию. Поэтому часто договор франшизы оговаривает территориальные рамки;
  • Покупка франчайзинга обычно происходит на довольно длительный срок. Поэтому трудно отказаться от бизнеса, если он «не пошел».
  • Недобросовестный франчайзер заинтересован только в паушальном взносе, и, получив его, может забросить развитие дела, рекламу и поддержку франчайзи. При обращении с претензиями продавец франшизы всегда может сослаться на то, что покупатель франшизы делает что-то неправильно;
  • Банкротство или нестабильность франчайзера скажется на благополучии франчайзи.

Франчайзинг в России

Понятие «договор франчайзинга» в российском законодательстве отсутствует. В 1996 году в Гражданском Кодексе появилось понятие договора коммерческой концессии, ему соответствующий. Права франчайзера как правообладателя и франчайзи как правопользователя регулируются ГК РФ.

Пионерами франшизы в России стали «Макдоналдс», «Баскин Робинс», «Кока-Кола», «Кодак». Франчайзинг в РФ стремительно развивается. В 2007 году в нашей стране насчитывалось порядка 400 франчайзеров, в 2013 российский франчайзинг прирос до цифры в 1300 лицензиатов.

Продажа бизнеса по франшизе – прогрессивная форма ведения бизнеса в современном мире, стремящемся к унификации. Общемировые сети ресторанов, заправок, гостиниц – это норма для космополитов.

Принцип функционирования франчайзинга

Развитию этого направления бизнеса способствует Российская ассоциация франчайзинга – некоммерческая организация, созданная в 1997 году. В планах РАФ на 2015 год – создание реестра добросовестных франчайзеров.

Готовый бизнес по франшизе в кризисный 2014 год в России хорошо прирос в секторе общественного питания. Идет активное развитие региональных франшиз.

Как купить

Если Вы решили: «Куплю франшизу на готовый бизнес», всё, что Вам требуется – определить сферу бизнеса, которая Вам близка, и сумму капиталовложений, которая будет Вам по карману. Есть несколько электронных площадок, которые помогут подобрать и купить франчайзинг.

Если Вы точно знаете, какой именно бренд Вам интересен, вопрос, где купить франшизу, решается иначе: свяжитесь напрямую с продавцом готового бизнеса. На сайте любой компании, занимающейся передачей прав франчайзи есть специальный раздел, посвященный условиям договора концессии.

Сегодня предложения франчайзинга очень разнообразны. Торговля, предприятие питания, производство или услуги – самые распространенные направления бизнеса. Электронный франчайзинг пока слабо развит из-за низкой правовой обеспеченности данного вида бизнеса. Одним из первопроходцев данного вида франшизы является Ozon.ru.

Количество франчайзеров

Кому нужна франшиза

Покупка франшизы – хороший старт для начинающего предпринимателя, не имеющего большого опыта в выбранном виде бизнеса. Обучение и консультации франчайзера будут как нельзя кстати. При этом франчайзи должен быть готов к довольно жестким требованиям со стороны продавца готового дела.

Франчайзинг – перспективное направление малого бизнеса, имеющее большой потенциал роста в России. Однако, чтобы франчайзи не потерпел финансовую неудачу, ему следует тщательно отбирать франчайзера и расположение торговой точки, реально оценивать собственные возможности.

Хотели бы Вы зарабатывать на своём бизнесе?
НАША РАССЫЛКА Введите ваш e-mail, чтобы
получать новые статьи